:
:

Духовное воспитание детей

Для людей, которые не мыслят свое существование без веры, без церкви, вопрос о духовном воспитании детей — вообще не вопрос. И, конечно, они знают куда идти и кого спросить, кому можно доверить это тонкое и деликатное дело.
Однако, я уверен, существуют те, кто не знает точного и уверенного ответа “Нужно ли отдельно заниматься таким воспитанием?”. Нужно ли “засорять мозги” своему родному ребенку? Может быть оставить все как есть? Пусть все идет как и идет: рано или поздно он сам узнает, поймет и решит. Возможно, эта статья будет полезна именно на таком перепутье.


Свобода совести — кому это надо?

«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2)

Свобода — это возможность. Возможность делать что-либо, воспринимать что-либо, совершать некие поступки. Лишим ли мы ребенка свободы знанием о том, что знали его предки на протяжении многих веков или наоборот, ограничим его незнанием? Будет ли свободен человек, не знающий о глубинной культуре своего народа? Буден ли свободен тот, кто не знает истоков и движущей силы мировой культуры на протяжении 2000 лет? Будет ли свободен человек, воспитанный современной школой? Будет ли свободен человек, выросший на телевидении, кино и всей сегодняшней массовой культуре? Для каких поступков будет свободен этот человек и для каких он будет не свободен в силу своего незнания?
У каждого родителя также есть свобода воспитывать своего ребенка опираясь лишь на собственные прихоти. Не воспользоваться этой свободой скорее значило бы пренебречь обязанностью, возложенной на родителей общественным договором и самой природой.

Совесть — внутренние весы человека, внутренний собеседник, позволяющий принять или избегать. “Со-весть” — то, что слышит, видит и воспринимает вместе с нами, является свидетелем всей жизни. И в то же время, определяет правильное и не правильное, что следует делать и что не следует делать ни при каких обстоятельствах.
Мы несём ответственность за судьбу своих детей по крайне мере в том, предоставили ли мы им возможность быть “правильными” (как бы мы это не представляли себе). Можно ли оставить своего ребенка не знающим о истоках всей современной цивилизации? Можно ли оставить его совершать собственные ошибки по незнанию? Хватит ли ему времени и компетенции объяснить и ответить на возникающие вопросы? Если мы знаем объяснение существования мира и считаем его верным, правильно ли не объяснить этого своим детям?
От родительского решения зависит, каким вырастет человек. Никто не примет за родителей этого решения и не сделает эту работу. Будущее детей всегда на совести родителей.

А как же другие живут и — ничего? Но невозможно узнать, что творится в чужой душе, какие силы приводят ее в движение. Подчас ситуация и люди представляются совершенно не такими, какими казались пять минут назад. Нельзя утверждать, что “другие” родители не заботятся о духовном воспитании своих детей, если мы этого не знаем. “Итак, по плодам их узнаете их” (Мф 7:20). Определенно можно увидеть итог отсутствия воспитания в крайних случаях. Тогда-то и оказывается, что никакого специального воспитания не было, не было на кого опереться, кто мог бы подсказать и научить. Надеяться на школу, наверное, в этом плане не разумно. Знания всегда несут в себе определенный образ мира и образ человека в мире – человека обучающего, обучаемого и обучающегося. Отвлеченного знания просто нет. Если знание не заряжено, не определено каким-то мировоззрением с нравственно-воспитательными установками, оно превращается в незнание, в пустой набор мертвых слов, передающих бессвязные неудобоваримые сведения. Нейтральность школьного образования имеет темную обратную сторону. Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.
В том, что называется массовой культурой имеется, скорее, навязывание атеистического нигилизма или неоязычества в тех или иных формах, выгодных корпорациям и политическим группам.
Человек может остаться без надежного основания, без истинной опоры, без призвания, которое вело бы его в его жизни. А без служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе высшего образа, он все больше закабаляется и становится рабом вещей. И для него, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым.


Духовное воспитание — зачем?

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6)

Духовное воспитание включает в себя много аспектов и отвечает на многие потребности маленького (или не совсем маленького) человека. Оно несет этическое восприятие мира, умение различать добро и зло и, как следствие, неприятие релятивизма и равнодушия. Нормы морали могут получить при таком воспитании устойчивые основания в самой человеческой природе. Становится понятным и близким золотое правило: делай другим то, что хотел бы, чтобы делали тебе.
В подростковом возрасте крайне необходим некий мистический опыт: познание, выходящие за пределы обыденного, нечто абсолютное. Несмотря на кажущуюся “взрослому” наивность и романтичность, эта потребность есть. Это потребность в преданном, навсегда верном друге, потребность в абсолютной истине, не зависящий от политических настроений и курса доллара. Потребность в священном, в том, что было священным тысячелетия назад и является таковым по сей день, в том, ради чего люди жили и умирали.
Попадая в среду, где духовные идеалы имеют предпочтительное значение, молодой человек попадает в круг общения людей, верных своим идеалам, постоянно видит перед собой живой пример честности. Он может поделиться своими сокровенными мыслями и быть понятым и принятым искренне и не лицемерно. Он обретает возможность общения на совершенно другом уровне, который называется “общением святых”.
Мы не знаем, что будет с нами и с нашим обществом даже в самое ближайшее время. Известно большое количество примеров, когда в 30-е годы даже самые близкие люди становились чужими под угрозами тоталитарного режима. Теми, кто не отступал, оказывались именно люди с духовным опытом. Они имели то, что живет в сердце человека, остается с ним всегда, и является самой надежной опорой.
Раскрытие личности ребенка обязательно включает выращивание в нем того, что называется Любовью. Зарождается желание Любить, ищется возможность Любить и развивается умение Любить, другим способом, наверное, недостижимое.


Путь ребенка к вере — как?

«Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19: 14)

Во всех статьях, посвященных тематике духовного воспитания, написанных и мирянами и священниками, указывается, что главным фактором всегда является семья, и уже потом — церковь. Однако в нашей стране в нынешнее время вполне актуален вопрос: откуда Вера в семье?
Ранее, когда еще в большинстве своем было живо довоенное поколение, оно являлось носителем непрерывной традиции, идущей со времен крещения русского государства. Это бабушки из другого мира, своими рассказами вызывающие совершенно незабываемые впечатления, ощущение разумности и устроенности всего мира. К сожалению, сейчас этот источник Веры внутри семьи практически полностью потерян.
Есть воцерковленные христиане, естественно живущие духовными законами, но их немного, и встретить их на своем пути удается не каждой семье.
Есть миссионеры различных конфессий и толков, встретить которых куда проще. Однако отношение к ним весьма настороженное и, наверное, не может на настоящий момент быть иным.
Таким образом, многие, желающие узнать и принять не могут это получить дома, из семьи.

Для большинства эта проблема решается просто: “Пойдем в церковь”. При этом подразумевается та, которая неподалеку, мимо которой ходишь на работу, но толком и не знаешь что там, какой там священник, какая община. Поликлиника, бассейн, продовольственный магазин и подобные заведения вполне резонно выбирать, исходя из удобства и близости расположения.
С храмом же может получиться совсем иначе. Больше это походит на выбор роддома или доктора для опасной для жизни, но необходимой операции. Нужно понимать, что священник тоже человек и его личность обязательно влияет на приход, на прихожан и на атмосферу в храме. Скорее всего, если вам хорошо в храме, то там будет хорошо и вашим детям. Вы сможете передать им чувство уверенности и спокойствия, доверия, без этого невозможно провести “операцию”. Храм должен быть “свой” в самом хорошем смысле этого слова.


Катехизис.


Вполне вероятно, многие неточно знают значение этого слова и оно выглядит для них несколько пугающим. Примерно также как и “катехизатор” и “катехумен”. Хотя на самом деле за этими словами стоит обучение основам христианской веры, обучающий и обучаемый. И крещение совершенно не отменяет необходимость катехизации, а скорее наоборот, многократно ее усиливает. Традиции катехизации такие же древние, как и само христианство, и всегда современные потому, что нельзя научить не обращаясь к тому, в чем человек живет, с кем он общается, что он видит и слышит.
Так в процессе обучения царит “вечное сегодня”, и примеры тысячелетней давности органично переплетаются с сегодняшним днем. Подобно тому, как в солнечной системе в центре находится отнюдь не планета Земля, в христианском мире в центре находится не человек. И каждый, кто хочет войти в этот мир, проходит через маленькую дверь, куда войти можно только пригнувшись. Без самоумаления невозможно ни понять, ни принять этого учения. Нельзя надеяться, что духовный рост вашего ребенка не коснется вас.
Зачем родителям катехизис? Можно ли как-нибудь без него? Скорее всего, нельзя. Так или иначе, рано или поздно, вы будете учиться сами, или вас будут учить ваши дети. Хотя может быть вы уже все знаете. Но тогда эта статья не для вас.

Самое распространенное обучение для детей — курсы с красивым и символическим названием “воскресная школа”.
Воскресные школы – это школы при церковных учреждениях (приходах, храмах, монастырях), ставящие целью духовное и нравственное воспитание детей верующих. Занятия проходят бесплатно, в доступной, часто игровой форме.
Какой-то единой учебной программы в воскресных школах нет. Дети разделены по возрастным группам. Больше всего в школах детей с 5 до 12 лет. Большое внимание уделяется не технической стороне дела, как проставление оценок, проверка домашнего задания, а духовному общению, разговорам в тесном кругу, часто с чаепитием. Для школьников организовывают детские крёстные ходы, православные праздники, паломнические поездки. Список воскресных школ можно найти в интернете или спросить у священника в храме.
Предметы, которые могут изучать в воскресной школе: Закон Божий: Ветхий и Новый Завет, литургика: теория и практика богослужения, уроки благочестия, агиография: наука о жизни святых, церковно-славянский язык, древние языки: латинский, греческий, изобразительное искусство, церковное пение.
Личность наставника в воскресной школе — наверное, главное. Его способность делиться своим знанием, опытом, теплом, и является тем, ради чего к нему приходят. Требования к нему иные, чем в светской системе образования, и при этом существенно выше. Тайна христианства — это Христос, живущий в людях. Педагог, который изнутри не соприкоснулся с этой тайной Церкви, несостоятелен. Никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. Поэтому понятно, что он должен быть примером, быть всегда на виду. Важно его умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Добрые знания, даваемые таким учителем – это благодатный свет, просвещающий душу, проясняющий ее образ и вместе с тем несущий в себе образ источника света – Бога, а также и сам образ человека-учителя, просветителя учеников.


И вот у вас есть желание и уверенность в необходимости. С чего же начать?

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16)

Правильно будет узнать какие есть возможности в том месте, где вы живете, какие храмы есть и чем они различаются. Вполне возможно посетить храмы различных конфессий, чтобы для вас они не были “все на одно лицо”. Поговорить с людьми, получить объемное, максимально полное видение из первых рук.
И тогда уже решить можете ли вверить своего ребенка этим людям, насколько важно или не важно будет его воспитание для вас и для них, какое место будет отведено этому делу в вашей жизни. Возможно это потребует решительности, готовности к вопросам и переменам и, в дальнейшем, настойчивости, сил для того чтобы идти по выбранному пути. Однако, оно того стоит. И другого пути, скорее всего, нет.