:..:
:

Католичество в Нижнем Новгороде

Уже с XVII в. в Нижнем Новгороде была известна так называемая Панская слобода — место, где селились поляки, литовцы и немцы, которые попадали в плен в течение многих войн — еще со времен Минина и Пожарского. Исходя из национального состава Панской слободы, можно предполагать, что среди ее жителей были католики, но архивных документов, которые могли бы показать, что там совершались религиозные службы, не сохранилось. В XIX веке на нижегородской ярмарке постоянно присутствовали купцы из Франции, а после Отечественной войны в нижегородской губернии остались французские пленные (точное их число неизвестно) — в имении Волконского, находившемся в Арзамасском уезде и в других уголках губернии. Достоверно известно, что с 1813 по 1816 год происходил массовый переход французов, поляков и немцев в русское подданство, что было связано с необходимостью искать работу в России. Часто вероисповедание менял только глава семьи, а его жена и дети оставались католиками.


После августа 1831 года случилась первая высылка поляков из Польши, ещё не формирующая значительный и устойчивый контингент католиков в Нижнем Новгороде, но уже дающая некоторые предпосылки для формирования католических общин, а позднее и прихода. С 1833 по 1836 годы в Нижнем Новгороде начинают формироваться привилегированные учебные заведения — Александровский дворянский институт, Мариинский институт благородных девиц; позднее, в 80-х годах, в город переезжает Аракчеевский кадетский корпус. В этих учебных заведениях, где обучались представители разных национальностей, сохраняющих свое вероисповедание, было обязательным присутствие духовного наставника для каждой религиозной группы (в первую очередь это православные, католические, лютеранские и мусульманские священнослужители). Появление первых постоянно присутствующих католических священников стало значительным шагом в формировании общин, в которые должны были войти немцы, поляки, французы, итальянцы, прибывшие в процветающую Нижегородскую губернию в поиске средств к существованию. Изредка в город наведывались священники из Казани, Москвы или Саратова, совершавшие богослужения в частных домах или арендованных помещениях. Но этого было явно недостаточно...