:
:

Порядок Святой Мессы

В Мессе соединяются два богослужения: Евхаристическая Литургия, берущая начало в Вечери Господней, и Литургия Слова, в которой сохраняется наследие иудейского богослужения. (До сих пор мы говорили только о Евхаристической Литургии, потому что она нуждается в более подробном объяснении по сравнению с чисто молитвенной литургией либо чтением Св. Писания).

Разделение мессы на две части видно и потому, что во время Евхаристической Литургии священник стоит у алтаря: ведь для Вечери ему нужен стол. Во время молитв и чтения Библии священник сидит или стоит боком к алтарю, либо у аналоя для чтения.

Начальные обряды

В сопровождении органа или совместного пения священник с министрантами (алтарниками) подходит к алтарю. Преклонив колена, он поднимается по ступеням к алтарю и отходит к сиденьям. Перед началом Святой Мессы священник благословляет всех. Затем он приветствует собравшихся, и они отвечают на приветствие.

Первое, что ощущает человек, оказавшись наедине с Богом, собственное несовершенство. Поэтому первая совместная молитва это покаяние, в котором мы просим Бога смилостивиться над нами. Та же просьба заключена в последующем "Kyrie, eleison Господи, помилуй!", повторяемом шесть раз. Далее следует "Gloria Слава в вышних Богу", выражающая хвалу Господу и радость при известии о рождении Христа. Затем собравшихся призывают помолиться, и после краткой паузы для раздумий священник читает Вступительную молитву, которую собравшиеся подтверждают словом "Аминь" (да будет так). Этим заканчиваются начальные обряды.

Литургия Слова

Самое главное в Литургии Слова чтение книг из Ветхого Завета, новозаветных посланий и Евангелий. Они соединяются медитативными песнопениями. Затем обычно следует проповедь, в которой библейский текст растолковывается применительно к современной жизни. По воскресеньям и праздникам после проповеди читается исповедание веры ("Credo"). Всеобщая молитва, в которой собравшиеся просят о помощи в нынешних нуждах, завершает Литургию Слова.

"Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим 10,17). Слушая Божие слово, человек чувствует, как в нем пробуждается и углубляется вера, без которой последующая Евхаристическая литургия не имела бы прочной основы. В слове Библии присутствует Христос; это слово готовит нас к встрече с Христом в Евхаристической литургии. Поэтому при чтении Евангелия мы встаем а во время торжественной службы даже подносятся свечи и кадило к аналою для чтения в знак особого почитания.

Евхаристическая Литургия

В то время как готовятся жертвенные дары, верующие поют хором, министранты приносят священнику на алтарь книгу Мессы (служебник), чашу, блюдо (патену), хлеб и сосуды с вином и водой. Священник подходит к алтарю, жертвует положенные на патену хлеб и вино, которое перед тем, слегка разбавив водой, он налил в чашу. Затем священник моет руки водой, символизируя чистоту мыслей перед началом Христовой вечери. Закончив подготовку даров, священник призывает верующих помолиться, чтобы Бог принял совместную жертву. Молитвой над жертвенными дарами заканчивается первая часть Евхаристической Литургии.

Во время подготовки даров у верующих собирают деньги на благотворительные и тому подобные цели. Смысл сбора в том, что богослужение не должно оставаться чисто внутренним делом, но отражаться в будничных поступках.

Следует Евхаристическая молитва канон. Канон начинается с префации торжественной молитвы хвалы и благодарения, которая меняется в зависимости от праздника. Префация завершается пением "Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф" ("Sanctus."). Евхаристические Молитвы бывают разными, но во всех говорится о жизни Христа и о деле Церкви. Главными в Каноне всегда, однако, являются слова, произнесенные Христом на Тайной Вечере (ср. Лк 22,7-23). Когда верующие устами священника повторяют по завету Христа Его слова "это совершайте в память обо Мне", повторяется Тайная Вечеря: Христос пресуществляется в хлебе и вине. Священник поднимает Хлеб и Чашу, чтобы все собравшиеся могли видеть их и воздать почести, и говорит: "Тайна веры". Верующие отвечают кратким исповеданием веры (Раннехристианской формулой веры). Евхаристическая Молитва завершается торжественным хвалебным песнопением.

Третья часть Причащение. Оно следует за молитвой "Отче наш", котора подобно молитве перед едой готовит к Причастию. Затем священник тихо молится о мире, следует приветствие мира, в разных странах верующие поразному делают это, если делают вообще. Священник преломляет Хлеб, а верующие поют или говорят: "Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас".

Священник особой молитвой готовится к причащению. Затем поднимает гостию и произносит: "Вот Агнец Божий...", а собравшиеся отвечают: "Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя..." (ср. Мф 8,8). Верующие подходят к причастию. Затем священник очищает чашу и читает краткую заключительную молитву.

Заключительный обряд

Наступает время для различных объявлений о событиях жизни в приходе, о времени богослужений и т. д. После объявлений священник еще раз обращается к верующим, благословляет их и отпускает со словами: "Идите с миром". Богослужение завершается песнопением или игрой на органе. Верующие возвращаются в повседневную жизнь.

© Фердинанд Кренцер "Основы Католического вероучения"