:

Богослужение

Все богослужебные действия Церкви называются литургией (от греческого "leitourgia" "служение народа"). Под этим понимается официальное и совместное воздание хвалы Господу народом. Литургия, таким образом, не только дело священников, на которое взирают верующие или в котором они пассивно участвуют, но праздник для всей Церкви.

По своей сути человек существо общественное. Можно ли представить дружную семью без совместных обедов, ужинов, прогулок, разговоров? То же относится и к Церкви: ей необходима совместная деятельность, прежде всего, совместное прославление Бога. Набожность вдали от людей хороша, но не заменит совместную молитву. Христос обещал собравшимся верующим свое личное присутствие (ср. Мф 18,20). Поэтому христианство никогда не считалось сугубо личным делом каждого.

В религии человека подстерегает опасность заботиться только о себе самом и стремиться лишь к собственному спасению. Многих отвращает это "эгоистическое стремление к спасению". Потому и нужно участие в совместном богослужении, чтобы верующий сталкивался с проблемами Церкви и требованиями времени, а не погружался целиком в свои личные заботы и радости.

Помимо прочего, в этом проявляется единение верующих и единство Церкви. Рабочий и директор предприятия, крестьянин и горожанин, бедный и богатый, черный и белый все одинаково преклоняют колени, объединенные одними правами и общими желаниями. Литургия знаменует новое общество, в котором человек избавлен от гонки за престижем и живет как равный среди братьев. Ведь важно не только творить добро каждому за себя, но и врасти в подлинное сообщество людей.

Известно, что одинаково думающие люди стремятся к единой цели, а это умножает радость веры и укрепляет веру каждого. Все мы нуждаемся в поддержке окружающих. Из опыта мы знаем, что вне религиозной общины большинство верующих быстро теряет контакт с Богом. Упомянем хотя бы поступивших на работу после окончания школы молодых людей, которые в новой атеистической среде отрекаются от веры. В одиночестве верить труднее.

Все эти размышления не были, видимо, чужды и Христу. Христос очень хорошо знает людей и принимает их таковыми, какие они есть. Он собирает вокруг себя общину и устанавливает совместную трапезу как свой знак. Вот эта вечеря и является центром католического богослужения.

СВЯТАЯ МЕССА



Название "Вечеря" у нас употребляется редко, может быть, потому что это празднество не ограничивается вечером. Уже Павел говорил о "трапезе Господней" (1 Кор 10,21), и в Деяниях апостолов встречается выражение "преломление хлеба" (Деян 2,42-46).

Сейчас используется выражение "тайна Евхаристии", означающее благодарение. Распространенное название Евхаристии "Святая Месса". Это название происходит, скорее всего, из заключительной формулы св. мессы: "Ite missa est Идите, вы отпущены".

По-немецки слово "Messe" означает церковную службу и ярмарку. Нам известны названия "Leipziger Messe" (Лейпцигская ярмарка), "Frankfurter Buchmesse" (Франкфуртская ярмарка). В прошлом ярмарки были неразрывно связаны с богослужениями, Мессами, и это название сохранилось до сих пор, хотя современные ярмарки ничего общего с литургией не имеют.

Месса отнюдь не только вечерний пир "Вечеря". Ее можно рассматривать с разных точек зрения. Попробуем объяснить самые важные.

Месса воспоминание

Вечером накануне своих крестных страданий Иисус встретился со Своими учениками на традиционном еврейском празднике пресных хлебов. Когда все совершилось по обычаю, Иисус "взял хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас пре дается". С теми же словами Он поднял чашу с вином. Потом повелел: "Сие творите в Мое воспоминание" (ср. Лк 22,19).

Иисус, следовательно, Сам приказал Своим ученикам делать то же, что и Он, в Его воспоминание. Под воспоминанием не подразумевается только память о прошлом, но и присутствие Христа и воссоздание Его судьбы в нашем современном мире. Поэтому Месса не пустой символ; это не наши действия, а Христовы. Как бы повторяется Его смерть и воскресение из мертвых (ср. 1 Кор 11,26). Иными словами, и в XX веке Христос присутствует среди нас, хотя и не в образе Человека, как некогда в Палестине.

Месса трапеза

Первоначально "преломление хлеба", "Месса" была связана с настоящей трапезой агапой. Общины были небольшими, и несколько участников трапезы размещались за столом. В начале или в конце трапезы исполнялась заповедь Христа "сие творите в Мое воспоминание" и праздновалась Вечеря Господня. Сегодня в больших церквях бывает нелегко распознать под торжественным ритуалом молитв и обрядов первоначальную вечерю.

Однако суть ее осталась неизменной и в современной Мессе. В центре действия накрытый стол (часто богато украшенный, а в средневековье с алтарной стеной с иконами). Как и во время Тайной Вечери, произносятся над хлебом и вином те же слова, некогда сказанные Христом преломляют, едят и пьют.

В римско-католическом богослужении верующие не причащаются Кровью Христовой из чаши. Это ограничение объясняется практическими доводами. Однако при этом Христово приказание не нарушается. Ведь это живого Христа во всей Его полноте принимают под видом хлеба и вина. В давние времена первых христиан Евхаристию приносили, к примеру, больным только под видом вина. После причащения евхаристическим хлебом и вином Вечеря Господня становится более понятной. Поэтому последний Собор вновь разрешил причащаться жертвенным вином в особых случаях и обыкновенно в маленьких общинах. Связанные с Римом восточно-католические церкви всегда причащали евхаристическим вином.

Почему Христос избрал знаком Своего присутствия именно пищу? Зададимся вопросом: а что происходит при принятии пищи? Мы подкрепляемся, восстанавливаем силы и наслаждаемся общением.

Хлеб и вино служат пищей человеку и необходимы для жизни. Наша плоть не насыщается Евхаристией, это ведь пища для вечной жизни: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Ин 6,54). Этим Христос хочет сказать: "Ты нуждаешься во Мне так же, как в хлебе насущном". Трапеза это знак взаимной принадлежности. Мы знаем как сближают людей обед во время рабочего перерыва или свадебный пир. Христос зовет нас на пир. Поэтому мы воссоединяемся с Ним таким образом, какой невозможен среди людей: "Ядущий Мою Плоть пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин 6,56). Если мы правильно участвуем в трапезе, то Его мысли, дух, сила, любовь вселяются в нас.

Посредством Христа мы достигаем воссоединения с Богом и людьми. Не зря говорил Христос, что эта трапеза служит заключению нового союза с Богом. Связь с Богом теснее сплачивает между собой и людей. Сплачиваются верующие, причастившиеся одного хлеба, становясь "одним телом" (ср. 1 Кор 10,16-17). В итоге мы, к примеру, становимся ближе и терпимее к человеку, который нам неприятен.

Месса жертва

История религии учит нас, что человек выражал свое отношение к Богу с помощью жертвы. Отдавая нечто из личного имущества, он хотел поблагодарить Бога за себя и все свое имущество. Уничтожая нечто (например, сжигая), он проявлял сознание своей вины, за которую заслужил смерти. Жертва стала символом преданности Богу и примирения с Ним.

Иное понимание жертвы у католиков. Они называют Святую Мессу "жертвой". Христианское богослужение понимается не как действия людей, но самого Бога. Инициатива принадлежит не человеку, а Богу. Не мы жертвуем в Мессе, а Христос заступается за нас. Не наша, а Его жизненная жертва становится символом преданности Богу, способствует примирению с Ним. Этим Христос отверг как недостаточные способы жертвоприношения, существовавшие до Него (ср. Евр 9,13-28; 10,12; 1 Ин 3,1б).

Месса, следовательно, не простое повторение Последней Вечери Иисуса, но и воспроизведение Его смерти на кресте. "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию смерть Господню возвещаете, доколе Он придет", говорит Павел (1 Кор 11,26).

Сам Христос связывает Свою последнюю Вечерю с распятием на кресте, говоря: "...сие есть Тело Мое, которое за вас предается, ...сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая...". Жертву Иисуса на кресте мы не должны понимать в том смысле, что Бог удовлетворился лишь кровавой жертвой. Поведение Иисуса преследует две цели: Бога и человека. Иисус идет к человеку и становится мишенью всей людской злобы и греха. Он неминуемо должен был потерпеть поражение, так как грех обладает силой уничтожения. Но Своей верностью Богу Он превозмог грех. Так Он соединил то, что было разделено человека и Бога (ср. Рим 3,25; 8,3; Евр 2,17). Как только человек доверится Христу, он примет участие в этом деянии и уже никогда не потерпит крушения.

Наше совместное участие в Св. Мессе правильно тогда, когда мы присоединяемся к Христу в Его деяниях. Мы стоим под крестом и не можем оставаться безучастными; мы должны перенять мысли Христа и быть готовыми прожить свою жизнь во имя Бога и людей. В этом смысле Христова жертва станет и нашей жертвой.

Вот новое доказательство связи христианского богослужения с каждодневной жизнью. Когда нарушается эта связь, мы перестаем жить для других, и само богослужение бесплодно, так как мы не сделали того, что совершил Христос.

...тайна веры

Разумеется, в нас снова пробуждаются сомнения: и все это скрывается под простыми символами Мессы? Возможно ли, что Бог так близко? И Он приходит к нам под видом хлеба и вина? Мы можем лично встретиться с Ним?

Иоанн сообщает нам, что и евреи в свое время не захотели понять этого и затеяли спор с Христом. Когда Иисус сказал об этом таинстве, даже Его ученики роптали, а многие ушли. Но Иисус требует от нас однозначного решения. Он настаивает на буквальном толковании Своих слов (Ин 6,48-49). Значит, речь идет не о символах или религиозных знаках, а о действительном присутствии Бога среди людей. Кто не узнает в Иисусе Самого Бога, тот не поймет смысла Мессы.

© Фердинанд Кренцер "Основы Католического вероучения"

Расписание богослужений

Храм открыт с 10.00 до 19.00


Воскресенье:
11.30 Исповедь, Св. Розарий
12.00 Св. Месса на русском и английском языках

С понедельника по субботу:
17.30 Исповедь, Св. Розарий
18.00 Св. Месса на русском языке (в субботу — первая воскресная Месса)
18.45 Литургия часов

Четверг: Адорация (поклонение Св. Дарам)

По пятницам Великого Поста: Via Crucis (Крестный Путь)

Вне Великого Поста первая пятница каждого месяца: молитва в духе Тэзе.

Расписание занятий и встреч

Воскресенье, 10.15 и суббота, 16.00: Катехуменат (занятия для изучения основ веры и подготовки к Таинствам Крещения и первого Причастия)

Воскресенье, 13.30: Воскресная школа для детей

Вторник, 19.00: Lectio Divina (размышления о Священном Писании на основе текстов воскресной Литургии)